Музей космонавтики
- Часы работы
- Пн Закрыто
- Вт, Ср, Пт, Вс 10:00 — 19:00
- Чт, Сб 10:00 — 21:00
21 мая 2015
Поделиться:
Программа полёта второго космонавта зависела от итогов предыдущего полёта. После возвращения Ю.А. Гагарина стало ясно, что второй полёт должен быть более сложным и продолжительным.
С.П. Королёв сказал:
- Я вас внимательно выслушал и так вам скажу: давайте планировать полёт на сутки. А если ему будет плохо, — он кивнул на Г.С. Титова, — посадим его на третьем— четвёртом витке...
Через четверть века Герман Степанович рассказал:
- Когда я услышал эти слова, все во мне закипело: «Ну, думаю, умру, но сутки отлетаю». Не верил, что может быть нечто такое, что нельзя было бы сутки перетерпеть...
(Я.С. Голованов, «Королёв: факты и мифы»)
С технической точки зрения полёт космического корабля «Восток-2» под управлением Г.С. Титова прошёл без замечаний. Космонавт дважды брал на себя управление и оба раза быстро и четко ориентировал корабль. Киносъёмка прошла удачно, первые космические кадры стали сенсацией. Герман проводил и визуальные наблюдения Земли, помимо связи с ЦУПом, вёл два раза в час сеансы коротковолновой связи и даже делал физзарядку. Однако, чувствовал он себя неважно, о чём рассказал на послеполетном заседании Госкомиссии. Невесомость несколько его обескуражила: «трудно было отделаться от ощущения, что ноги твои задрались куда-то кверху и ты висишь как бы вниз головой». Потом врачи введут даже специальный термин: «иллюзия перевёрнутого положения».
Вся сложность заключалась в том, что космонавтам очень трудно было доказать себе, что это иллюзия, а не действительно перевёрнутое положение.
Спускаемый аппарат Востока-2 приземлился вблизи города Красный Кут Саратовской области 7 августа 1961 года. На момент полёта Герману Титову было 25 полных лет, он является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе.
На Госкомиссии рассказ Г.С. Титова о плохом самочувствии многих огорчил. После полёта вся программа тренировок вестибулярного аппарата была пересмотрена. Но то, что к концу полёта Герман чувствовал себя хорошо, вселяло надежду, что и многосуточный полет может пройти успешно.
Следующим задумывался одновременный полёт двух кораблей на четверо суток. Космонавтом-3 был объявлен Андриян Николаев. Он обладал завидным здоровьем и большой выносливостью. «Мы говорили, что А.Г. Николаев готов для полета к Марсу – такой он был здоровый» – вспоминал Владимир Иванович Яздовский, основоположник авиакосмической медицины, руководитель службы медицинской подготовки и обеспечения безопасности всех космических полетов.
Старты космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» 11 и 12 июля 1962 года прошли без особых замечаний. Космонавты А.Г. Николаев и П.Р. Попович быстро установили между собой двухстороннюю радиосвязь. Всех интересовало, сумеют ли разглядеть друг друга космонавты во время полёта. Параметры их орбит были очень близки, но скорость корабля П.Р. Поповича была на 360 километров в час больше, чем корабля А.Г. Николаева. В космосе эта разница скоростей была ничтожна: П.Р. Попович облетал вокруг планеты только на три с половиной секунды быстрее А.Г. Николаева. Однако, такая разница неизбежно должна была привести к тому, что корабли разойдутся: П.Р. Попович уйдет вперед. Но прежде, чем это произошло, корабли летели какое-то время рядом (по космическим меркам), и космонавты могли видеть друг друга.
Главным итогом третьего полёта в космос для С.П. Королёва стало то, что космонавты смогли выдержать многосуточный полёт, в космосе летать можно долго и то, что техника прошла очередной экзамен.
Мысль о полёте женщины в космос возникла сразу после полета Ю.А. Гагарина. На воздушном празднике в Тушине 9 июля 1961 парашютистки уже вовсю шептались о том, что в отряд космонавтов будут приглашать женщин.
С.П. Королёв познакомился с членами женской группы будущих космонавтов перед стартом А.Г. Николаева и П.Р. Поповича — тогда они впервые приехали на космодром. Главный конструктор объяснил им, что работа предстоит сложная, напряженная, но крайне интересная.
«Я всё понимаю, — сказал Главный без улыбки, — но давайте решайте сразу — или будем замуж выходить и детей заводить, или будем готовиться к полётам».
(Я.К. Голованов, «Королёв: факты и мифы»)
К выбору первой в мире женщины-космонавта подходили с ещё большей ответственностью, чем к выбору командира первого «Востока». Стало понятно, что выбор впишет имя только одной из девушек в историю, другие же останутся в тени эпохального события.
Полёт первой женщины-космонавта В.В. Терешковой состоялся 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6». За четыре минуты до команды «Подъём!» пульс у неё был уже 84 удара в минуту, что заведомо выше нормы. Однако, само восхождение в космос, тряску и перегрузки она перенесла очень хорошо, вероятно, даже лучше некоторых мужчин.
В.В. Терешкова сообщила, что видит Землю, системы корабля работают отлично и самочувствие хорошее. Но затем она почувствовала усталость и какой-то общий физический дискомфорт. Заболела коленка, ей казалось, что давит на плечо гермошлем, что болит голова из-за датчиков. Вспоминая советы Германа Титова, она старалась не крутить головой, сидеть спокойно. Когда В.Ф. Быковский слышал по радио ее голос, ему казалось, что она плачет. В.В. Терешкова не справилась с заданиями по ориентации корабля.
«Карапь не слушается... — жалобно докладывала она Королеву»
Герман Титов любил потом над ней подтрунивать: «Ну как, Валентина, слушается тебя "карапь"?»
«Чтобы я когда-нибудь связался с женщинами! — кипятился С.П. Королёв. Никогда!»
(Я.К. Голованов, «Королёв: факты и мифы»)
Спускаемый аппарат корабля «Восток-6» благополучно приземлился в Баевском районе Алтайского края 19 июня 1963 г.
За следующие 19 лет ни одна женщина больше не поднялась в космос. Девушки из первого женского набора продолжали учиться в Академии имени Н.Е. Жуковского, получали диплом «лётчик-инженер-космонавт», но космонавтом никто из них так и не стал. В 1969 году их маленький отрядик был расформирован. Лишь в 1982 году женщина вновь отправится в космос, и имя её — Светлана Савицкая.
Вместе с полётом «Востока-6» проходил полёт В.Ф. Быковского с 14 по 19 июня 1963 года на корабле «Восток-5». По плану программа полёта В.Ф. Быковского была рассчитана на восемь суток, но орбита «Востока-5» была низкой, что тормозило его и вело к нерасчетному режиму и перегрузкам.
«Если на 82-м витке не сядешь автоматически, на 83-м садись обязательно, хотя бы вручную, — передал С.П. Королёв В.Ф. Быковскому»
(Я.К. Голованов, «Королёв: факты и мифы»)
В.В. Терешкова уже летела в самолете с места посадки, когда приземлился «Восток-5». Приземление В.Ф. Быковского было зарегистрировано 19 июня 1963 г. в 540 км северо-западнее Караганды. Разумеется, он устал. Датчики как будто вросли в кожу, раздеваться было больно. Но всё это казалось пустяком! Валерий был совершенно счастлив! В.Ф. Быковский в одиночестве жил в космосе 119 часов 6 минут. Этот рекорд не побит до сих пор.
В предыдущих выпусках:
Путёвка на Байконур: от пустыни к космодрому. Под грифом «совершенно секретно»