В Мемориальном доме-музее академика С.П.Королёва открылась выставка к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты,-
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
А.Твардовский. 1966 г.
«Нет ничего более человечного в человеке, чем… потребность связывать прошлое с настоящим», сказал один из лучших русских поэтов Фёдор Иванович Тютчев, прекрасное стихотворение которого «Selentium» («Молчание»), переписанное от руки Сергеем Павловичем Королёвым в трудные годы Великой Отечественной войны и своего тюремного заключения, хранится в архиве Академии наук.
Именно этим самым человечным призваны заниматься музеи и те люди, которым посчастливилось работать в этих удивительных хранилищах памяти народов. В числе таковых хранилищ и наш – еще совсем «молодой» музей. В этом году, 1-го августа, Мемориальному дому-музею академика С.П.Королёва исполнится 40 лет.
Приступая к разработке темы для выставки, посвящённой 70-летию победы в Великой Отечественной войне «Есть имена и есть такие даты…», мы знали, что тема «Королёв и война» таится в документах нескольких больших папок, хранившихся когда-то в кабинете С.П.Королёва в ОКБ-1 (с 1966 г. - ЦКБМ), которым он руководил 20 лет. В 70-е годы руководством ЦКБЭМ часть папок с этими документами были переданы Мемориальному дому-музею С.П.Королёва. Каждая папка со своим заглавием: «Рабочая папка», «Черновой материал», «Большие ракеты» и др.
Напомним, что почти до конца 80-х годов прошлого века одна из самых драматических страниц жизни С.П.Королёва была скрыта от посетителей Дома-музея. Рассказывая о его большом вкладе в борьбу советского народа с фашистской Германией, экскурсоводы музея говорили об участии Сергея Павловича в разработке и налаживании серийного выпуска самолёта Ту-2 (Омск), признанного лучшим бомбардировщиком II мировой войны. О его многотрудной работе в Казани по оснащению ракетными ускорителями с ЖРД-I и РД-IX3 (конструкции В.П.Глушко) пикирующего бомбардировщика Пе-2 и др. боевых самолётов, о многочисленных лётных испытаниях, которые Королёв проводил лично.
К событиям именно этой поры относятся документы вышеназванных папок. Например, в папке «Черновой материал» – наброски чертежей, расчётов и исходных данных по реактивному снаряду БЕТАБ с различными вариантами двигательных установок. Материалы этой папки датированы 1941 годом (Омск) и, возможно, являются первыми из известных работ С.П.Королёва по ракетной технике в годы тюремного заключения.
Более подробно расскажем о материалах, собранных в папке под названием «Рабочая папка».
26 документов, 63 листа. Вряд ли могут быть сегодня более беспристрастные свидетели и рассказчики о жизни и труде С.П.Королёва в Казанский период (1943-1944 гг.), чем эти очень разные по формату, цвету, качеству и даже содержанию исписанные листы и почти клочки бумаги.
Кроме нескольких таблиц в папке много текстового материала. На небольшом неровно обрезанном листочке ватмана рукой С.П.Королёва карандашом написано «Черновики материалов к отчёту по испытаниям самолёта Пе-2 РУ №15\185». На другом листе карандашом (2 строки чернилами) рукой Королёва написано «Опись секретных документов в рабочей папке инженера С.П.Королёва».
Всего восемь документов. Среди них черновики докладных записок и писем на имя начальника 4-го спецотдела НКВД СССР В.А.Кравченко, зам. начальника 4-го спецотдела НКВД В.А.Бекетова, начальника 2-го отдела Главного Управления ИАС ВВСА ген.-майора ИАС М.А.Левина, черновик отчёта группы № 5 ОКБ за 1-е полугодие 1944 г.
Объединяет эти документы не только время, тема, но и манера письма, тон докладных записок и отчётов Королёва. Казалось бы, откуда столько независимости и требовательности у заключённого, подневольного, крайне униженного своим положением человека.
По словам М.И.Бородача, работавшего мотористом в бригаде испытателей самолётов «Пе-2» с ускорителями, охранник сопровождал Королёва всюду, кроме ОКБ – там Сергей Павлович работал без «хвоста».
Впрочем, стоит ли удивляться тону служебных записок, если заявления С.П.Королёва от 13 июля 1940 г. в ЦК ВКПБ на имя И.В.Сталина и Народного комиссара Внутренних дел СССР Л.П.Берия начинаются не с оправданий и жалоб, и просьб о помиловании, а с решительного утверждения: «Советские самолёты должны иметь превосходство над любым возможным противником, по своим лётно-тактическим качествам. Главнейшие из них – скорости, скороподъёмность и высота полёта…».
Документы в папке разные, но воспринимаются они, как одно целое. 19 ноября 1942 г. С.П.Королёв доставили в Казань с заданием ознакомиться с работами, ведущимися по реактивным двигателям. Работа для него не была новой. Уже 26 декабря 1942 г. в 4-й спецотдел были переданы составленные С.П.Королёвым краткие расчётные материалы и проекты установки однокамерного РД-1 на самолёте Пе-2, как первый этап и проект чисто реактивного самолёта РП, как второй этап этой работы уже с 4-х камерным РД-1.
8 января 1943 г. при ОКБ завода № 16 была создана группа, которую возглавил С.П.Королёв. Все конструкторские работы по РУ выполнялись этой группой.
23 января 1943 г. Королёвым была составлена докладная записка об этих работах Народному комиссару Внутренних дел СССР Л.П.Берия. Она подписана Королёвым и инженером В.П.Глушко.
За полтора месяца работы с 1 февраля по 15 марта группой было спущено в цехи 900 чертежей. Сергей Павлович на больших скоростях входил в курс дела и ставил его на должный уровень тоже без промедления.
Группа, руководимая им, состояла из 16 человек, и была разделена на четыре бригады. Их состав поначалу не был определённым, да и количественно менялся. Несмотря на то, что в письме на имя заместителя комиссара Госбезопасности от 11 ноября 1943 г. Королёв пишет о явно недостаточном наличном составе группы № 5 «Конструкторов из числа спецсостава – 2 чел., работников ИТР – 8 чел., из них - 3 человека временно», работа, судя по отчётам, была проведена огромная. К тому же группа № 5 оказывала систематические консультации заводам конструкторов А.С.Яковлева, С.А.Лавочкина, П.О.Сухого.
Но эти же документы говорят о том, что на пути к завершению работы стояло много преград, которых могло не быть вовсе. В письме на имя Комиссара Госбезопасности НКВД от 18 октября 1943 г. Королёв под рубрикой «План и мероприятия по обеспечению дальнейших работ» в категоричной форме предлагает:
8. Организовать в ближайшее время специальное конструкторское бюро по реактивным установкам.
а) укомплектовать его с 1.XI с.г. следующими работниками:
- конструкторами – 15-20 чел.
- работниками производственно-технологической части – 2-3 чел.
- работниками-самолётчиками из числа спецсостава - (7 фамилий-авт.)
б) передать в кратчайший срок заказы промышленности на работы, не свойственные ОКБ и зачастую выполняемые им кустарными методами, как-то: по дистанционным электро и контрольно-измерительным приборам автоматики, по насосному хозяйству, по кислостойким подшипникам и пр.;
в) для плодотворной работы в области реактивной техники для ведущего коллектива работников из числа спецсостава в ближайшем будущем необходимо коренным образом изменить обстановку и условия работы».
С.П. Королёв, как истинный лидер дорожил самым главным в работе – коллективом единомышленников-профессионалов. Много позже, в начале 50-х гг. в черновиках для книги по истории ракетной техники, которую он тогда задумал, но к великому сожалению, написать не успел, анализируя работу советских специалистов в Германии в 1945-46 гг., Сергей Павлович сделал себе небольшую пометку, для памяти: «См. Кн.: Самое ценное было в Герм (трофтехника) не сама техника, а то, что мы все объединились и создали основы коллектива…»
Но вернёмся к Казанскому периоду. Далее в «Соображениях о работе группы № 5» С.П.Королёв решительно настаивает: «…На заводе № 16 группа должна существовать в виде бюро реактивных установок с руководством главного конструктора реактивных установок, с обеспечением последнему техническую независимость и сохранением его кадров». Не слышится ли в такой постановке проблемы, да и во всём тоне и содержании цитируемого документа Главный конструктор ракетно-космических систем.
Не в этот ли период, ограниченный со всех сторон в своих действиях, Сергей Павлович навсегда определил своё отношение к филиалам «Филиал - это, в общем-то, подневольная организация, в известной мере, лишённая самостоятельности и как следствие этого, ответственности. Нет. Я против». (Борисов М. «Кратеры Бабакина». М., Знание, с.41).
Месяцем позже новая докладная и вновь о том же: «Коллектив работников самолётной группы № 5 ОКБ явился пионером в работах по применению на самолётах двигателей РД-1 и приобрёл положительный опыт практической работы в этой области, что с успехом послужит для дальнейшего развития реактивной авиации.
Необходимо в ближайшее время предоставить самолётной группе возможность и базу для осуществления своих работ по высотному истребителю».
И ещё через 2 месяца в кратком техническом отчёте о работе группы № 5 от 16 июля 1944 г.: «…В настоящее время группа № 5 ОКБ передана в моторное КБ при заводе № 16, что не обеспечивает дальнейших работ группы, являющейся чисто самолётным бюро, следовательно, тяготеющим к самолётно-строительному заводу.
Было бы своевременным и целесообразным рассмотреть в ближайшее время тематику работ группы № 5 с целью её дальнейшего развития и наиболее эффективного использования коллектива группы».
В этой папке нет документов более позднего периода, но среди материалов папки, озаглавленной «Большие ракеты», есть докладная записка С.П.Королёва от 30 сентября 1944 г., из которой нетрудно понять, что всё осталось по-прежнему. Однако Королёв, со свойственной ему настойчивостью, не прекращал бороться за такую организацию дела, которая позволяла небольшому, но сплочённому творческому коллективу быть максимально полезным в трудную для народа годину. Немаловажным фактором для усиления бойцовского духа Сергея Павловича было его досрочное освобождение (10 августа) из-под стражи из спецтюрьмы НКВД со снятием судимости на основании Решения заседания Президиума Верховного Совета СССР от 27\VII-44 г.
Даже столь беглый обзор документов части музейного архива, позволяет сделать вывод: опыт создания и испытания реактивных установок на самолётах и ещё многое из того, над чем работал С.П.Королёв в годы войны, всё это пригодилось при постройке летательных аппаратов нового класса.
Участие в создании первых отечественных ракетных конструкций, их рациональное применение, глубокие знания и богатый опыт в отработке новой техники к моменту окончания войны выделили С.П.Королёва как лучшего специалиста в области ракетной техники, а Маршал Победы Георгий Константинович Жуков включил имя Сергея Павловича Королёва в число 22-х конструкторов – творцов оружия Победы:
«Создавая первоклассную военную технику, выдающиеся творческие победы одержали коллективы, которыми руководили А.Н.Туполев, А.И.Микоян, А.А.Благонравов, А.А. Архангельский, Н.Н Поликарпов, А.С. Яковлев, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков, С.П.Королёв, П.О.Сухой, Ж.Я.Котин, А.Н.Крылов, В.Я.Климов, М.И.Кошкин, В.Г.Грабин, С.Г.Горюнов, М.И.Гуревич, В.А.Дегтярёв, А.А.Микулин, Б.И.Шаыврин, Г.С.Шпагин». (Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., АПН, 1969. Стр.682.)
9 августа 1946 г. Министром Вооружения СССР Д.Ф.Устиновым был подписан Приказ о назначении Сергея Павловича Королёва Главным конструктором изделия № 1 НИИ-88.
Как лидер отечественного ракетостроения Королёв возглавил выполнение задачи особой государственной важности – создание ракетного оружия, способного предотвратить угрозу атомных ударов Пентагона.
Всего через 12 лет после Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, 4 октября 1957 г. стартовавшая с полигона (ныне космодром Байконур) баллистическая межконтинентальная ракета Р-7 вывела на орбиту Земли 1-й в мире Искусственный Спутник Земли, возвестивший об открытии космической эры человечества!