Впервые представляем полную расшифровку письма Фаины Георгиевны Раневской, написанного журналистке Татьяне Тэсс 29 марта 1968 года, через два дня после гибели Юрия Алексеевича Гагарина.
Документ из уже далёкого, почти пятидесятилетнего прошлого, сохранил в своих строках человеческие чувства, дух того романтического времени и тоску по ушедшему герою. В каждой строчке чувствуется горечь слов из самой глубины сердца. Ценный предмет нашел один из наших сотрудников, увлекающийся письменными редкостями (автографами), среди множества бумаг в аукционном доме «Литфонд»1. Письмо поразило всю команду музея.
Две трети двустраничного послания посвящены памяти первого космонавта.
29 / III 68
Таня2, Вы, конечно в том же состоянии угнетения в каком я пишу сейчас. – Вспомнилось: – со слов Е.П.Пешковой3, – она умоляла похоронить Горького на Новодевичьем вместе с сыном, но ей ответили: – «Горький принадлежит миру, а не семье».
Почему же Гагарину не сказали о том, что он принадлежит миру, а не себе и разрешили ему лететь? И тут равнодушие, и тут безразличие, непонимание значения личности его, – первооткрывателя космоса.
Горе и гнев терзают меня, а какой он был прекрасный в общении с ним, скромный даже застенчивый. –
Я обезсмертилась тем, что его обнимала и целовала, а потом видела это в кино.
О том, что человек в космосе мне позвонила Павла Леонтьевна4, а я думала, что она шутит. – Я помчалась к ним и мы всей семьей ликовали. –
Вчера мне пришлось играть сцены из «Сомова» – а я только и думала о гибели Гагарина. – была растеряна и несчастна, а вернувшись домой одна пила водку, – такого со мной не было никогда.
Таня, сейчас узнала о кончине Глизер, ужасно, – это, – рак пищевода. –
Несчастный Максим, он это не сможет пережить, он любил ее неистовой силы любовью.
Мне ее ужасно жаль, за что ей такой конец?
И так, мы вступили в Високосный год………
Будьте благополучны Подпись
Фаина Георгиевна5 вспоминает о своей встрече с Юрием Алексеевичем, которая состоялась в начале шестидесятых годов в Доме актёра:
«Я обезсмертилась тем, что его обнимала и целовала, а потом видела это в кино».
Актриса употребила слово «обезсмертилась» не по безграмотности6, а чтобы усилить его значение и звучание – неумирающий, вечный – как это звучало в церковнославянском языке. Актрисе Юрий Алексеевич запомнился как человек «скромный, даже застенчивый» и «приятный в общении».
Сейчас сотрудники музея продолжают искать исходники хроники приветствия легендарных личностей эпохи.
На следующий день после гибели первого космонавта Фаина Георгиевна была занята на вечере, где ей «пришлось играть сцены из «Сомова»7. Она играла, но на сцене «думала о гибели Гагарина, а вернувшись домой одна пила водку – такого со мной не было никогда». В этом же письме Ф.Г. Раневская сообщает адресату послания ещё об одной смерти своей знакомой. И заканчивается письмо на пессимистической ноте:
«И так, мы вступили в високосный год…»
В 2018 году музей планирует провести выставку одного экспоната – именно этого письма, которое вы только что прочитали.
- Аукционный дом «Литфонд», сотрудникам которого мы выражаем безмерную благодарность за понимание и участие в страстях музейных собирателей…
- Татьяна Тэсс – псевдоним Татьяны Николаевны Сосюры (1906 – 1983 гг.), которая писала на темы воспитания подрастающего поколения; подруга и адресат Ф.Г.Раневской.
- Е.П.Пешкова (1876 – 1965 гг.) — российский и советский общественный деятель, правозащитница. Первая, а также единственная официальная, жена писателя М.Горького.
- П.Л.Вульф (1878 – 1961 гг.) – советская актриса. После революции жила в Ростове-на-Дону, там познакомилась с Ф.Г.Раневской. Стала её другом и учителем.
- Ф.Г.Раневская, урождённая Фанни Ги́ршевна Фе́льдман (1896 – 1984 гг.) – советская актриса театра и кино. В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века.
- Ф.Г. Раневская: «Орфографические ошибки в письме – как клоп на белой блузке»…
- «Сомов» – спектакль по пьесе М. Горького «Сомов и другие», в котором Ф.Г. Раневская с 1954 года играла роль Анны Сомовой.