2 июня 2015 года исполняется 60 лет Байконуру – первому космодрому планеты. К этой дате Музей космонавтики подготовил специальную рубрику – «Путёвка на Байконур». В третьем выпуске: первое утро космической эры, обладатель «исторического пальца» и странная фигура в оранжевом скафандре.
Первый искусственный спутник Земли стартовал 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут по московскому времени. Через пятнадцать минут поступили данные по скорости от телеметристов – всё в норме.
Баллистики подтвердили: орбита высокая – апогей 939 километров, должен летать долго.
Несмотря на всеобщую радость, напряжение сохранялось. С.П. Королёв не сразу заметил, как стало уже совсем светло. Наступило первое утро космической эры, в которую вступили жители планеты Земля. Но она ещё не знала об этом.
В следующую ночь Главный конструктор вылетел в Москву. С Байконура и обратно он всегда отправлялся ночью – экономил рабочий день. В ночь на 6 октября 1957 года С.П. Королёв вылетал уже не с полигона Тюратам, как значилось до старта в документах, а с космодрома. Однако названия у него ещё не было.
В сообщении ТАСС о месте, откуда взлетел спутник, вообще не было сказано ни слова.
Успешный запуск первого искусственного спутника позади, отныне С.П. Королёв приступает к своей главной цели – к подготовке полёта человека в космос. И этой цели он готов был добиться любой ценой.
3 ноября 1957 года впервые в истории на космическую орбиту была запущена собака Лайка.
Увы, она не вернулась на Землю. По итогам эксперимента была поставлена задача – подготовить собак для суточного орбитального полёта с возможностью возвращения обратно в спускаемом аппарате. И она была выполнена – 19 августа 1960 года в космос были отправлены собаки Белка и Стрелка, которые благополучно вернулись через 25 часов, совершив 17 полных витков вокруг Земли.
«Через три дня после старта Лайки курсанту Оренбургского высшего военно-авиационного училища имени И.С. Полбина Юрию Гагарину вручили золотые парадные погоны лейтенанта ВВС. Он был совершенно счастлив, он праздновал в те дни свадьбу, он не думал ни о каком космосе...»
(Я.К. Голованов, «Королёв: факты и мифы»)
12 сентября 1959 года стартовала «Луна-2» – первая советская автоматическая межпланетная станция (АМС). Это первая в мире станция, достигшая поверхности Луны восточнее моря Ясности, отклонившись от центра Лунного диска всего лишь на 800 км.
Запуск первого искусственного спутника Луны стал вторым по значимости событием в истории космонавтики: аппарат, созданный человеческими руками, впервые достиг другого космического тела.
Подготовка к запуску пилотируемого корабля в космос шла полным ходом. К испытаниям космонавтов «на одиночество» – в сурдокамере – С.П. Королёв отнёсся с особым вниманием.
На вопрос Главного конструктора: «О чём вы там думали?» космонавты, как правило, отвечали:
– Всю свою жизнь перебрал...
Ответ Ю.А. Гагарина был таким:
– О чём я думал? О будущем, товарищ Главный!
– Чёрт возьми, товарищ Гагарин, вашему будущему можно только позавидовать! (Нагибин Ю.М. «Рассказы о Гагарине»)
В ходе подготовки к полёту первого человека в космос сформировалась «шестёрка» космонавтов: В.Ф. Быковскй, Ю.А. Гагарин, Г. Г. Нелюбов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, Г.С. Титов. В марте 1961 года С.П. Королёв пригласил их к себе в конструкторское бюро.
– Ну, кто хочет посидеть в корабле? – весело спросил Королёв.
– Разрешите мне, – Гагарин шагнул вперед, нагнулся, быстро расшнуровал, сбросил ботинки и в носках стал подниматься по стремянке к люку.
Королёву очень понравилось, что он снял ботинки...
(Я.К. Голованов, «Королёв: факты и мифы»)
25 марта 1961 года состоялась «генеральная репетиция» – запуск беспилотного космического корабля перед отправкой человека в космос. «Шестёрка» космонавтов присутствовала на этом старте. Огромное пространство космодрома поразило их, все казалось фантастическим и не реальным.
– С каким-то смешанным чувством благоговения и восхищения смотрел я на гигантское сооружение, подобно башне возвышающееся на космодроме, – вспоминал Гагарин. – Вокруг него хлопотали люди, выглядевшие совсем маленькими. С интересом я наблюдал за их последними приготовлениями к старту... (Я.К. Голованов, «Королёв: факты и мифы»).
Запуск беспилотника завершился успешно. 3 апреля 1961 года Правительство приняло решение о запуске в космос пилотируемого корабля.
Счёт пошёл уже на дни, на часы.
Напряжение росло с каждым днём, проверялась каждая, даже незначительная деталь, которая могла повлиять на ход полёта. Все усилия были сосредоточены на подготовке к нему, что требовало жёсткой дисциплины и полной концентрации внимания. С.П. Королёв однажды сказал:
«Руководитель должен уметь внушить своим сотрудникам веру в неизбежность успеха»
И ему действительно удавалось это. Перед стартом Гагарина он был уверен в успехе на сто процентов.
«Нет, даже не на 100, а на 200 процентов, – отмечал О.Г. Ивановский. – Самое смешное, что спустя годы специалисты по надёжности взялись вычислить истинную вероятность благополучного исхода этого полета и получили 46 процентов»
Настал день Х.
Прежде чем шагнуть к ракете, Юрий обернулся к провожающим со словами:
«Ребята, один за всех и все за одного!»
Корабль «Восток» стартовал в 9 часов 07 минут по московскому времени, исходя из условий наилучшего освещения Солнцем датчиков системы ориентации.
Любопытно, что кнопку «Пуск» нажал оператор Б. С. Чекунов – обладатель «исторического пальца», тот самый, который три с половиной года назад нажимал ту же кнопку во время старта первого спутника.
На старте Ю.А. Гагарин произнёс много раз слышанное от инструктора М.Л. Галлая выражение «Поехали!», с которого тот любил начинать занятия.
Примерно на четырнадцатой минуте после старта первый космонавт почувствовал лёгкость – наступила невесомость. Приближалось время спуска с орбиты, волнение нарастало, перегрузки росли. В окошко иллюминатора были видны всполохи пламени от сгорающей защиты корабля. Металлические ремни-стяжки, как и предполагалось в таком случае, отгорели. Разделение спускаемого аппарата и приборного отсека прошло штатно. Люк отстрелился, спускаемый аппарат устремился вниз, а кресло катапульты с космонавтом унесло в сторону. Парашют раскрылся, внизу расстилалась заволжская степь, было очень тихо.
Ю.А. Гагарин приземлился на берегу Волги у села Узморье в окрестностях города Энгельс, где всего лишь год назад он проходил парашютную подготовку вместе с друзьями. Успешная посадка первого космонавта напугала местную жительницу, которая первой увидела странную фигуру в оранжевом скафандре и поспешила прочь.
«Мамаша, куда же вы бежите?! – закричал Гагарин. – Я свой!»
Вдали уже показалась толпа людей, послышались громкие крики «Гагарин! Юрий Гагарин!»
«Товарищ майор! Космонавт Советского Союза старший лейтенант Гагарин задание выполнил» – докладывал Юрий представителю военного гарнизона, хотя и сам он уже был майором. Отовсюду сыпались вопросы один за другим, он был охвачен всеобщим вниманием чрезмерно. Он растерялся, ему не верилось в происходящее. Еще более волнительным стал звонок Н.С. Хрущёва.
«Буду рад встретиться с вами в Москве, – сказал Хрущёв. – Мы вместе с вами, вместе со всем нашим народом торжественно отпразднуем этот великий подвиг в освоении космоса. Пусть весь мир смотрит и видит, на что способна наша страна, что может сделать наш великий народ, наша советская наука» - Никита Сергеевич почти пел.
– Пусть теперь другие страны догоняют нас, – сказал Гагарин.
– Правильно! – торжествовал Хрущёв» (Я.К. Голованов, «Королёв: факты и мифы»).
По дороге в Куйбышев Ю.А. Гагарин прошёл первый послеполётный медосмотр. Первый космонавт был в отличном расположении духа, несмотря на усталость. Он на минуту откинулся в кресле, а после встрепенулся и сказал:
«А вот Луну так и не удалось посмотреть. Но это не беда, посмотрю в следующий раз...»
В предыдущих выпусках:
Путёвка на Байконур: от пустыни к космодрому. Под грифом «совершенно секретно»