110 лет со дня рождения Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского

25 декабря 2019

25 декабря — 110 лет со дня рождения Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, выдающегося авиаконструктора, «отца» многоразового орбитального корабля «Буран», Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР.

Лозино-Лозинский являлся не только генеральным конструктором по должности, он был генеральным конструктором по существу — творческим началом всех проводимых работ, генератором идей, мастером простых решений сложных вопросов. 

Глеб Евгеньевич обладал исключительными личными качествами: талант конструктора, колоссальная работоспособность, убеждённость и упорство в достижении поставленной цели, незаурядный дар предвидения. Всю жизнь он считал, что в космос надо летать на крыльях. Но у всех его «крылатых» проектов — «Буран», «Спираль», МАКС — судьба сложилась непросто. 

Он крайне редко попадал в объективы фото- и телекамер, а его фамилия была известна немногим. Здесь мы собрали самые яркие высказывания из немногочисленных интервью Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский (крайний слева) за шахматной партией, 1929 год.

  • Мой отец — столбовой дворянин. Правда, генеалогию я не проследил. Должен сказать, что дворянское происхождение мне в жизни никогда не мешало, даже в сталинские времена. Другие врали, скрывали, их уличали органы. Я же ни разу не солгал о своём происхождении, и никто меня не упрекнул. Семинарист Сталин наверняка знал фразу из Библии: «Единожды солгав, кто тебе поверит» — и вралей не терпел.
  • 25 июня 1941 года наш завод бомбили. Когда на высоте всего 250 метров шли немецкие бомбардировщики, страха не было, были только злость и обида оттого, что наши зенитчики не могли их достать!
  • Едва ли не все важнейшие повороты в моей судьбе всякий раз подготавливались цепочкой случайностей. Мне же оставалось только принять решение, полагаясь на свою интуицию.

Глеб Евгеньевич с супругой Еленой Филипповной, 1953 год.

  • Когда началась работа над «Бураном», многие смотрели на меня как на сумасшедшего: вычислительная техника находится в зачаточном состоянии, а он говорит об орбитальном полёте корабля, работающего без пилота, в автоматическом режиме. Отдаю дань Валентину Петровичу Глушко как инициативному, знающему руководителю, всегда внимавшему логике. Только знания, логика и чёткое руководство.
  • Успешный, первый и последний полёт «Бурана» в автоматическом режиме состоялся 15 ноября 1988 года... Все ждали, что вот-вот последует пилотируемый полёт. Но постепенно всё как-то тихо сошло на нет. Странного ничего в этом нет. И это всё не вдруг. Казалось бы, что такой эффектный беспилотный полёт и посадка орбитального самолёта не могли не найти соответствующий отклик у руководства страны. В это время Михаил Сергеевич Горбачёв был то ли в Курской, то ли в Орловской области — точно не помню. И когда ему сообщили об этом событии, он только и сказал: «Ну, что ж, хорошо». Никакого понимания, что это выдающееся достижение. Отсюда — и отношение к дальнейшей судьбе проекта.
  • Я нисколько не сомневался, что «Буран» точно выполнит свою программу. Я всегда чувствую удивительную уверенность в том, что всё делаю правильно и иначе и быть не может. В этом есть что-то странное… Мне непонятно, откуда берётся такая уверенность, ведь ни у кого — и у меня в том числе — нет возможности досконально проверить абсолютно всё. За свою жизнь я много раз видел, как перед первым вылетом машины её создатель весь дёргается, не в силах сдержать волнения. Я же всегда был спокоен. Но когда «Буран» совершил посадку, я не мог не испытывать душевного волнения… 
  • Во время моей поездки по зарубежным странам с лекциями о разработке «Бурана» выявились два момента, восхитившие и удивившие зарубежных специалистов. Во-первых, они никогда не предполагали, что Россия сможет так организовать и скоординировать работу более 1000 предприятий-смежников, что все предшествующие работы и триумфальный пуск «Бурана» пройдут без сбоев. Во-вторых, их поражала полная автоматизация борта «Бурана», обеспечившая беспилотную посадку.

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский (третий справа) во время праздничной демонстрации в Москве, май 1953 года.

  • Если будешь всё время нервничать, чувствуя себя беспомощным перед кем-то или перед чем-то, вряд ли проживёшь долго. Чтобы подольше прожить, надо быть уверенным, что живёшь не зря и что своё дело, в основном, делаешь так, как надо.
  • Когда несколько лет назад мы летели в Америку, я вдруг увидел внизу (мы тогда находились где-то южнее Гренландии), множество ярко-белых парусников. Они заполнили всю поверхность океана. И только потом я сообразил: это же не парусники, а айсберги. Океан был ярко освещён солнцем, и они, приняв обличье парусников, искрились в его лучах… Случайности действительно ничего не стоит совершить то, что людям потом представляется чудом.
  • Недавно Институт геронтологии приглашал меня на семинар, посвящённый проблемам старения. Как люди стареют, я и без них знаю. Лучше бы сказали, как помолодеть!
  • В сорок лет мои цифры были такими: 174 сантиметра рост и 73 килограмма вес. Ну а потом произошла утруска и усушка — в 90 лет мой рост был 172 сантиметра, а вес — 70 килограммов.

  • Для многих ответ на вопрос — с чем мы идём в новое тысячелетие — очевиден. С грузом множества накопившихся проблем и надеждой на их благополучное разрешение. А должны идти с ошеломляющей по сложности и щедрости результатов идеей, способной сплотить людей на планете, наполнить особым смыслом жизнь многих поколений. Убеждён, что такая идея может быть связана только с космосом. Человечество никогда не останется на Земле…
  • Я не сомневаюсь, что нужно делать многоразовые транспортные системы, обеспечивающие завоевание ближнего космоса на основе тех принципов, которые отработаны на «Буране». Нам заказывали орбитальный ракетоносец, а мы сделали уникальный многофункциональный корабль. Я сформулировал своё кредо: крыло обеспечило человеку завоевание атмосферы, обеспечив и использование космоса в его интересах. Кто сильный в космосе, тот сильный и на Земле…
  • В чём секрет моего долголетия? Во-первых, гены, за которые я благодарен моим родителям. Во-вторых, определённый моральный настрой. Пережито много. Гражданская война, холера, голод, страшные годы войны с фашистами. Но как бы ни было трудно, я никогда не позволял себе поддаваться унынию.

В Музее космонавтики на днях открылась выставка «Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский — конструктор крылатых кораблей», подготовленная к 110-летию гениального конструктора. Кроме личных вещей Глеба Евгеньевича, на ней вы увидите артефакты космической программы «Буран», которые раньше были доступны только участникам этого проекта!

По материалам журналов «Российский космос», «Наше Наследие», сайтов Буран.ру и zn.ua