Музей космонавтики
- Часы работы
- Пн Закрыто
- Вт, Ср, Пт, Вс 10:00 — 19:00
- Чт, Сб 10:00 — 21:00
17 марта 2019
Поделиться:
В отличие от своих коллег, приобщившихся к ракетной технике в тридцатые и даже в двадцатые годы, в гирдовские времена, Владимир Бармин пришел в космонавтику через войну. В 1930 году окончил МВТУ имени Баумана, работал на московском заводе «Компрессор», где занимался холодильными машинами. В самом начале войны заводу пришлось включиться в разработку «катюш», пусковых устройств для пороховых ракетных снарядов.
За годы войны под руководством Бармина были разработаны и изготовлены 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых установок — катюш, из которых 36 типов были приняты на вооружение Красной Армии и Военно-морского флота. Эти установки монтировались на всём, что способно было их перевозить, — на автомобилях, железнодорожных платформах, морских и речных катерах и даже на санях.
«Ими пришлось очень серьёзно заниматься в течение всей войны, а затем чуть ли не автоматически я перешёл к созданию стартовых комплексов для больших жидкостных ракет».
Боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша» на улице западноевропейского города
С 1946 года Владимир Бармин — главный, затем генеральный конструктор Государственного конструкторского бюро специального машиностроения (ГСКБ «Спецмаш», с 1967 года — КБ общего машиностроения) Министерства общего машиностроения СССР по разработке ракетно‑космических стартовых комплексов.
Под руководством Бармина были разработаны передвижные и стационарные стартовые комплексы для подготовки и пуска первых советских баллистических ракет, а в 1957 году были завершены работы над стартовым комплексом первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р‑7, которая вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
«Запуск первого искусственного спутника Земли состоялся в ночь с пятницы на субботу, по московскому времени примерно в половине одиннадцатого, по местному — в половине первого. Конечно же, все волновались, хотя до этого аналогичные ракеты уже успешно прошли испытания в режиме баллистического полета, они впервые в мире перекрыли межконтинентальные расстояния. Волнение было связано ещё и с тем, что из сугубо ракетной сферы мы входили в совершенно новую для себя, космическую. Несмотря на прозу текущей работы, чувствовалось приближение каких-то фантастических событий, таких, как полёты на Луну или, может быть, даже на Марс. Да и сам спутник, до того, как он стал реальностью, вышел на орбиту, моментами казался какой-то невозможной фантастикой. Но, конечно, в целом каждый из нас делал своё дело и видел весь запуск как сумму отлаженных операций, которые непременно должны сработать. Куда же он денется, этот спутник? Конечно же, полетит».
Сейчас на космодроме Байконур эксплуатируется два стартовых комплекса для ракет «Союз» (площадка 1 и площадка 31) и два стартовых комплекса для ракет «Протон» (площадка 81 и площадка 200), разработанные в КБ Бармина.
«По газетным фотографиям и телевизионным репортажам с космодрома всем хорошо знакомы основные элементы стартового стола: массивное бетонное основание с огромным лотком — каналом для отвода газов от работающих на старте ракетных двигателей; на бетонном основании — кольцевой рельсовый путь, поворотная платформа и несколько групп ажурных металлических конструкций: четыре опорные фермы, на которых фактически висит ракета до самого её старта; кабель-заправочная мачта; кабельные мачты — верхние и нижние; многоэтажные фермы обслуживания. Всё это массивные, многотонные конструкции, и в то же время они должны легко и быстро перемещаться, опорные фермы, например, за какие-то секунды нужно отвести от ракеты, когда она только начинает двигаться. В стартовый комплекс входят и средства для перевозки носителя, его установки в вертикальное положение, огромное топливное и газовое хозяйство, сложные системы заправки, транспортировки и хранения компонентов горючего, а также много другого оборудования — от бункера командного пункта до мачт грозозащиты, от многоступенчатой противопожарной автоматики до выдвижной кабины с многоярусными площадками обслуживания нижней части ракеты и лифтов, ведущих к её вершине».
Совет главных конструкторов. Второй справа Владимир Павлович Бармин.
Владимир Бармин принимал самое непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита СССР: под его руководством были созданы шахтные комплексы для боевых ракет Р‑12, Р‑14, Р‑9А, УР‑100.
Для исследования поверхности Луны и Венеры в КБ Бармина были сконструированы автоматические грунтозаборные устройства. С помощью одного из них была взята проба лунного грунта с глубины около 2,5 метра и обеспечена доставка его на Землю. С помощью другого был осуществлен забор образцов грунта в трех точках поверхности Венеры, получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о его химическом составе. Под руководством Бармина проектировалась долговременная лунная база (получившая среди специалистов неофициальное название «Барминград») и различное научно-исследовательское оборудование для нее; был образован комплекс по разработке технологического оборудования для получения неорганических материалов и биологически-активных веществ на борту пилотируемых станций и беспилотных космических аппаратов.
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, профессор, доктор технических наук, академик Владимир Павлович Бармин прошёл огромный, целенаправленный и творчески насыщенный жизненный путь. Будучи одним из наиболее ярких и талантливых выпускников Московского высшего технического училища имени Баумана, несмотря на колоссальную занятость решением задач государственного масштаба, Владимир Бармин на протяжении практически всей жизни был связан с alma mater, где вёл педагогическую работу, передавая практический опыт по созданию новой техники студентам. В 1970-х годах из почти 2 с половиной тысяч сотрудников КБ Бармина, 800 человек были выпускниками его кафедры «Стартовые ракетные комплексы».
Владимир Павлович являлся почётным президентом Академии космонавтики имени Циолковского, действительным членом Международной академии астронавтики, почётным президентом Международной ассоциации учёных, инженеров и изобретателей имени Томаса Эдисона. До последних своих дней Бармин жил в Москве. Скончался 17 июля 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем назван астероид основного пояса (22254) Vladbarmin.
По материалам РИА Новости, Роскосмос ТВ, «Наука и жизнь»