120 лет со дня рождения Михаила Клавдиевича Тихонравова

29 июля 2020

29 июля 1900 года родился Михаил Клавдиевич Тихонравов — выдающийся советский инженер, конструктор космической и ракетной техники, сподвижник Сергея Павловича Королёва.

Именно Тихонравов сконструировал первую советскую ракету на жидком топливе, которая поднялась в воздух в 1933 году. В конструкторском бюро Сергея Павловича Королева разработки Тихонравова использовались, в частности, при подготовке к запуску первого искусственного спутника Земли и к полёту Юрия Гагарина. Именно Тихонравов был автором конструкции первого спутника. Ему принадлежит сама идея слова «космонавт» и создание отряда гражданских космонавтов. 

 

Кстати, именно Михаилу Клавдиевичу обязан своим созданием Музей космонавтики. Именно его Королёв назначил руководителем группы, курировавшей создание космического музея в цоколе обелиска «Покорителям космоса». Об этом свидетельствует уникальный документ, подписанный Главным конструктором, который сейчас хранится в фондах нашего музея. 

Михаил Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире, но очень скоро семья переехала в Санкт-Петербург, где и прошли его детские и юношеские годы. Его отец Клавдий Михайлович, почётный гражданин Владимира, окончил юридический факультет Петербургского университета. Мать, Александра Николаевна, училась на знаменитых Бестужевских курсах, а также в училище технического рисования Штиглица. Талант к рисованию будущий конструктор ракет перенял от неё. Кроме того, Михаил знал несколько языков, читал в подлиннике античных авторов. Но главной страстью, определившей всю его жизнь с девятилетнего возраста, когда он впервые увидел авиационное представление, стала авиация.

В 1920 году Тихонравов поступает в Институт инженеров Красного воздушного Флота, созданный Николаем Егоровичем Жуковским. В институте он начал свою конструкторскую деятельность с проектирования планера «Змей Горыныч». На Ронских международных соревнованиях в Германии в 1925 году планер поднялся на высоту 265 метров и пролетел 11 километров.

Окончив институт, Михаил Тихонравов работал у знаменитого авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова и участвовал в создании нескольких советских самолётов, в том числе — одного из самых массовых самолётов в мире — знаменитого «кукурузника» У-2 (с 1944 года — По-2), который в военных и мирных модификациях выпускался до 1954 года.

Как и многие будущие знаменитые авиаконструкторы, Михаил Тихонравов был членом секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР. Именно в этой секции произошла его встреча с Сергеем Королёвым, ставшая поворотной точкой в советском ракетостроении. Сергей Павлович предложил Михаилу Клавдиевичу возглавить бригаду по разработке баллистических ракет с ЖРД — жидкостным ракетным двигателем — в только что созданной группе по изучению принципов реактивного движения (ГИРД).   

17 августа 1933 года на инженерном полигоне в Нахабине был успешно осуществлён пуск сконструированной Тихонравовым ракеты «09» — первой советской жидкостной ракеты. За 18 секунд полёта ракета поднялась на высоту 400 метров. Руководил пуском Сергей Королёв. И Королёв, и Тихонравов были награждены значками «За активную оборонную работу».

В этом же году Михаил Клавдиевич начал работать в первом в мире Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), созданном на базе Ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ) и ГИРД. В этом институте Королев стал начальником отдела летательных крылатых аппаратов с ЖРД, а Тихонравов руководил отделом по разработке снарядов для реактивного миномета «Катюша». 

Интересно, что в 1920–1930-е годы попутно с основной работой Михаил Тихонравов проводит исследования способов полёта живых существ — птиц и жуков. Ученого интересовало, можно ли повторить их полёт и создать аппарат с машущими крыльями — махолёт. Каждое лето он ловил птиц и делал их тщательные обмеры, собирая статистические данные. Поняв, что одному с такой масштабной работой не справиться, Михаил Клавдиевич через газету обратился к охотникам и попросил присылать ему определённые сведения. Данные из писем, которые во множестве стали приходить на его адрес, исследователь заносил в специальную картотеку. Наконец, в 1937 году выходит книга Михаила Тихонравова «Полёт птиц и машины с машущими крыльями», которая долгое время оставалась единственной работой, рассматривающей вопросы создания орнитоптеров. 

В 1934 году Михаил Клавдиевич выступил с докладом на первой Всесоюзной конференции по изучению стратосферы, где впервые обосновал возможность полёта человека в ракете. К этому же времени относится встреча Тихонравова с «космическим мечтателем» Константином Эдуардовичем Циолковским, которая произвела на конструктора незабываемое впечатление.

Но в конце 1930-х конструирование ракет в СССР было фактически остановлено. Многие специалисты были репрессированы. Попал в лагерь и Сергей Королёв. Михаил Тихонравов, к счастью, репрессий избежал — может быть, потому что занимался снарядами для «Катюш».

Два знаменитых конструктора встретятся вновь только после войны, в 1946 году, в Болшеве, в центре разработки реактивного вооружения НИИ-4 Академии артиллерийских наук, заместителем начальника которого был назначен инженер-полковник Михаил Тихонравов. Сергей Королёв, руководивший ОКБ-1, в это время занимался созданием многоступенчатой ракеты. Михаил Клавдиевич первым высказал предположение о возможности её создания. Организованные им исследования подтвердили возможность достижения любых дальностей полёта и выведения на орбиту Земли искусственных спутников.

Михаил Клавдиевич Тихонравов - инженер-полковник авиационно-технической службы ВВС, 1947 год

15 марта 1950 года Михаил Тихонравов на научной конференции рассказал о результатах своих исследований по составным ракетам и созданию искусственных спутников Земли. Но в тот момент руководство института сочло его идеи фантастическими и отвлекающими от текущей работы. Конструктор был отстранён от должности, ему запретили заниматься этой проблемой.

Но его ближайшие сотрудники — «группа Тихонравова» — исследования не прекратили. Запретной темой они занимались во внерабочее время. При этом Михаил Клавдиевич посылал результаты работы Королёву. Время работало на Тихонравова, и позже его разработки послужили основой для создания двухступенчатой ракеты.

Главной задачей Королёва и Тихонравова было создание межконтинентальной баллистической ракеты, способной преодолеть земное тяготение. Благодаря усилиям Королёва с января 1954 года в НИИ-4 была официально открыта тема «Исследования по вопросу создания искусственного спутника Земли», научным руководителем которой был назначен Михаил Тихонравов. К середине 1954 года полностью был определён технический облик ракеты Р-7. А в 1955-м Михаил Тихонравов представил три варианта искусственных спутников различного назначения. Работа над запуском первого спутника велась в авральном режиме — надо было опередить США. И вот 4 октября 1957 года впервые в истории человечества на околоземную орбиту ракетой Р-7 был выведен «Спутник-1» конструкции Тихонравова.

В дальнейшем Михаил Клавдиевич вернулся к юношеской мечте и участвовал в разработке тяжёлых межпланетных кораблей для полёта на Марс. После запуска первого искусственного спутника Земли, а затем и успешного полёта спутника с живым существом на борту Михаил Тихонравов был удостоен Ленинской премии, а после полёта Юрия Гагарина в 1961-м — звания Героя Социалистического Труда.

За свою научно-инженерную деятельность Михаил Тихонравов был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны и различными медалями.
Тихонравов также принимал активное участие в работах по проектированию станции «Луна-9», которая 3 февраля 1966 года совершила мягкую посадку на Луну и передала панораму её поверхности, в осуществлении первого пуска станций к Венере и к Марсу, запуска станции «Зонд-З», которая сфотографировала обратную сторону Луны.

Конструктор Михаил Тихонравов и лётчик-космонавт СССР Виталий Севастьянов, 1973 год

Скончался ракетный конструктор в 1974 году. Его работы признаны во всем мире.

Имя Михаила Клавдиевича увековечено в названии Болшевского НИИ Министерства обороны России, его именем названа главная улица города Юбилейного, выросшего из военного городка при НИИ-4.

По материалам книги Б.Н. Кантемирова «Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900–1974)» и сайта stimul.online. Фотографии из фондов Музея космонавтики в Москве.