Астрономы впервые точно измерили размеры чёрной дыры в центре Млечного пути

22 января 2019

Объединение мощностей самых крупных радиообсерваторий мира помогло учёным впервые получить конкретные данные о размерах «видимой части» гигантской чёрной дыры в центре Млечного Пути, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal

Большинство астрономов считает, что в центре всех галактик находятся сверхмассивные чёрные дыры — объекты массой в миллионы и миллиарды Солнц, непрерывно поглощающие материю. Частично чёрная дыра выбрасывает материю обратно в виде джетов — тонких пучков плазмы, разогнанной до околосветовых скоростей.

В Млечном Пути (и некоторых других галактиках) чёрная дыра находится в спячке, поэтому больших и видимых джетов у неё нет. Учёные давно пытаются понять, когда она заснула, насколько активной была и как эта активность влияла на звезды в центре и на окраинах Галактики.

Сара Иссаун из Университета Неймегена (Нидерланды) и её коллеги уже много лет наблюдают за Sgr A*, чёрной дырой в центре Млечного Пути, при помощи микроволнового интерферометра GMVA — виртуального радиотелескопа. В его рамках объединили мощности самых чувствительных наземных миллиметровых радиотелескопов в Чили, США, Испании, Германии и ряде других стран.

GMVA выступает аналогом другого известного проекта — Event Horizon Telescope, однако в данном случае учёные наблюдают за Sgr A* на другом наборе частот. Это позволит детальнее изучить её и понять, как рождается излучение в окрестностях, невидимых для EHT.

Год назад участники проекта EHT получили первые снимки той зоны, где рождается излучение чёрной дыры, и раскрыли несколько её неожиданных особенностей, в том числе предполагаемую асимметричность. Это подстегнуло интерес астрофизиков к Sgr A* и сподвигло получить ещё более детальные снимки «глаза» чёрной дыры при помощи GMVA.

Учёным удалось удвоить разрешение и очистить данные от помех, возникающих из-за рассеивания радиоволн внутри плотных облаков из межзвёздного газа и пыли, закрывающих центр Галактики от взора наблюдателей на Земле.

Эти данные неожиданно показали, что видимая часть Sgr A* была не только асимметричной, но и очень небольшой по размерам. Подобное открытие противоречит популярной сегодня теории о том, что почти всё видимое излучение, вырабатываемое сверхмассивными черными дырами, рождается внутри джетов.

«Это может говорить о том, что её радиоволновое излучение вырабатывается не внутри джета, а в диске из газа и пыли, окружающем дыру. Ни один другой объект не ведёт себя подобным образом. Альтернативное объяснение — её выбросы направлены прямо на нас», — рассказывает Иссаун.

Как это возможно, астрофизики пока не могут сказать, но склоняются в пользу того, что выбросы чёрной дыры действительно могут быть направлены в сторону Земли. В прошлом, как отмечает Иссаун, подобное совпадение казалось неправдоподобным, однако наблюдения и EHT, и GMVA вполне однозначно говорят в пользу этого сценария.

Учёные надеются, что окончательный ответ на эту загадку будет найден в ближайшее время, когда астрономы завершат обработку последней порции данных с EHT. Новые, более детальные снимки, очищенные от помех схожим образом, точно укажут на то, куда смотрит джет чёрной дыры и есть ли он у неё вообще.

По материалам РИА Новости