Экипаж «Союз-11»: 45 лет полёту «янтарей»

22 июня 2016

Рассказ о трагическом возвращении с первой в мире орбитальной космической станции.

45 лет назад, 6 июня 1971 года, в космос отправился космический корабль «Союз-11», доставивший на первую пилотируемую орбитальную станцию «Салют» экипаж в составе командира корабля Добровольского Георгия Тимофеевича, бортинженера Волкова Владислава Николаевича и инженера-исследователя Пацаева Виктора Ивановича («Янтарь» –таков был позывной космонавтов). Впервые была решена инженерно-техническая задача доставки экипажа транспортным кораблем на борт научной станции.

Основной целью космической экспедиции была стыковка корабля с ДОС-1 (Долговременная орбитальная станция) «Салют» и работа на самой станции, которая включала многочисленные эксперименты и наблюдения.

Старт прошёл успешно, стыковка с орбитальной станцией прошла штатно. Начались космические будни, во время которых скучать космонавтам не приходилось. Программа каждого дня на борту была наполнена самыми разными экспериментами.

Это – «космический огород», главным «агрономом» которого был Виктор Иванович Пацаев. Ему надо было высадить в невесомости разные растения, вырастить их с обязательным поливом, дождаться урожая и после созревания отведать космической зелени.

Важно было знать, как поведёт себя организм космонавтов в длительном полёте. Ведь до них самый продолжительный полёт – 17 суток (!) совершили в 1970 году космонавты А.Г. Николаев и В.И. Севастьянов на космическом корабле (КК) «Союз-9». Им, правда, приходилось весь полёт жить и работать в самом космическом корабле. Экипаж «Союза-11» находился в более комфортных условиях – космонавтам было, где развернуться в самой станции.

На борту её космонавты испытали новую одежду – костюмы «пингвин», особенностью которых было то, что в ткань монтировались специальные амортизаторы, не позволяющие расслаблять мышцы тела. «Пингвин» создавал примерно такую же нагрузку, к которой космонавты привыкли на Земле.

Проводились эксперименты, связанные с астрономическими наблюдениями за далёким космосом. Впервые на борту станции проводились исследования по изучению гамма-излучения с помощью астрофизической обсерватории «Орион». Исследовалась и земная атмосфера с помощью различных оптических приборов, проводилось фотографирование земной поверхности.

А ведь надо было ещё следить за многочисленным оборудованием и аппаратурой, находящейся и на борту корабля, и на самой станции. От этого зависела работа станции, многих приборов и успешная работа экипажа.

Случился на борту ДОС и праздник – 19 июня Виктор Иванович Пацаев отметил 38 День рождения. Мало кто может похвастаться тем, что такой праздник был отмечен высоко над Землёй.

20 июня, вскоре после полуночи, экипаж орбитального комплекса «Союз-11» – «Салют» отметил ещё и своеобразный юбилей – 1000 оборотов вокруг родной планеты.

Программа первой длительной экспедиции на долговременную орбитальную станцию подходила к завершению. Был выполнен огромный объём экспериментов и исследований. Результаты работы: необходимые рабочие записи, документация, аппаратура, приборы – укладывались в спускаемый аппарат. Итоги труда космонавтов ждали на Земле для дальнейшего их изучения.

Станцию космонавты готовили к консервации, необходимое оборудование и аппаратура были переведены на работу в автоматическом режиме. Были погашены огни внутри станции. «Пингвины» заменили на привычные полётные костюмы.

Последний прощальный взгляд на внутренность станции, которая больше трёх недель была их домом, и после закрытия люка экипаж покинул космический дом навсегда.

Разместились в ложементах, подогнали привязную систему, доложили на Землю о готовности к расстыковке. «Добро» было получено и по малозаметным толчкам и вибрации стало понятно, что расстыковка прошла удачно. «Салют», за которым можно было наблюдать в иллюминатор корабля, начал уменьшаться в размерах.

Вскоре станция превратилась в одну из многочисленных ярких точек.

В фондах музея хранятся две уникальные фотографии – последние, сделанные космонавтами незадолго до гибели. Справа вверху – удаляющаяся станция «Салют» после расстыковки с космическим кораблем «Союз-11».

Полёт космического корабля «Союз-11» завершился трагедией – из-за разгерметизации спускаемого аппарата экипаж корабля погиб. Случилось это 30 июня 1971 года – 45 лет назад. Это была вторая трагедия в истории отечественной космонавтики.

В Казахстане, в Джезказганской области, на месте гибели экипажа в мае 1981 года был открыт памятник «Трём героям» – экипажу КК «Союз-11». Надо особо отметить – он был изготовлен из металла, как и его ограда. Этим воспользовались какие-то нелюди, разрушившие памятник и сдавшие его металл на лом.

Фотографии первого памятника на месте гибели космонавтов, фотографии того места, где будет установлен новый памятный знак, предоставил для данной публикации лётчик-космонавт РФ В.Г. Корзун.

По инициативе ныне живущих космонавтов было принято решение восстановить памятный знак на месте гибели экипажа «Союз-11». 7 июля 2016 года cостоялось повторное открытие памятника погибшим космонавтам. Средства на новый памятник сдавали следующие организации и частные лица:

• Центр подготовки космонавтов;
  • РКК «Энергия»;
  • Отряд космонавтов;
  • Национальный научно-исследовательский центр истории и развития космонавтики;
  • космонавты-ветераны и другие неравнодушные люди, кому небезразлична отечественная космонавтика и её история.

Выражаем благодарность руководителю пресс-службы ЦПК им. Ю.А.Гагарина Дмитрию Александровичу Жукову за предоставление фотографий с места открытия памятника погибшим космонавтам.

В Музее космонавтики хранятся материалы, связанные с подготовкой экипажа КК «Союз-11» к первой длительной экспедиции на орбитальной станции «Салют».

В фонде «Документы, карты, листовки», в частности, хранятся учебные дела космонавтов, фрагменты которых мы публикуем. В их состав входят учётная карточка, включающая сведения об инженерно-технической, лётной и медицинской подготовке космонавтов, клинико-физиологическая характеристика по итогам обследования, справка о выполнении тренировочного плана и т.п.

В музее хранится «Дело о мировых рекордах» в космическом полёте экипажа в составе граждан СССР командира станции Добровольского Г.Т., бортинженера Волкова В.Н., инженера-испытателя Пацаева В.И. на первой в мире пилотируемой станции «Салют». В него включены акты, фиксирующие все достижения, связанные как с параметрами корабля и условиями старта, так и с проводимыми на борту научными экспериментами. Бережно хранится и автобиография Пацаева В.И., написанная им в августе 1955 года.

Полёт советских космонавтов широко освещался в периодической печати. Газеты с сообщениями ТАСС и с подробными статьями, в деталях рассказывающие о ходе полёта и экспериментах на орбите. Авторами публикаций являются известные учёные, инженеры и журналисты – специальные корреспонденты центральных газет, которые работали на космодроме Байконур и в Центре управления полётом.

В 1972 году в СССР было выпущено три серии значков с портретами основоположника практической космонавтики академика С. П. Королёва и 25-ти первых космонавтов СССР. Каждой серии была присуща своя форма значка, но в трёх сериях использовались одинаковые вставки из ситалла с портретами космонавтов. Вот условные названия этих серий: «Звёздный», «Герои космоса СССР», «Памятник К.Э. Циолковскому». Портреты космонавтов Г. Т. Добровольского, В. И. Пацаева и В.Н. Волкова есть в трёх этих сериях.

Полёт тройки космонавтов на орбитальной станции «Салют» нашёл отражение и в филателии. В частности, в Болгарии и во Вьетнаме были выпущены почтовые марки, посвящённые полёту корабля «Союз-11». Образцы этих почтовых выпусков находятся на хранении в фондах нашего музея.

В 1993 году вдова космонавта Пацаева В.И. – Вера Александровна – передала в дар Музею космонавтики фотоаппарат «Зенит», которым Виктор Иванович пользовался во время полёта на орбитальной станции «Салют».

Музей располагает коллекцией фотографий, на которых запечатлён процесс подготовки космонавтов к полёту, эпизоды предполётных тренировок и обследований, а также фотографии, сделанные экипажем корабля «Союз-11» во время полёта. Всё это позволяет хранить память о людях, отдавших свои жизни в постижении неизведанного.

Владимир Высоцкий мгновенно отреагировал на произошедшее событие, написав стихотворение в день гибели космонавтов:

«Я б тоже согласился на полёт,
Чтоб приобресть блага по возвращеньи! –
Так кто-то говорил, – Да им везет!..»
Так что ж он скажет о таком везенье?

Корабль «Союз» и станция «Салют»,
И Смерть в конце, и Реквием – в итоге...
«СССР» – да, так передают
Четыре буквы - смысл их дороги.

И если Он – живет на небеси,
И кто-то вдруг поднял у входа полог
Его шатра. Быть может, он взбесил
Всевышнего.
Кто б ни был – космонавт или астролог...

Для скорби в этом мире нет границ,
Ах, если б им не быть для ликованья!
И безгранична скорбь всех стран и лиц, –
И это – дань всемирного признанья...

Авторы статьи: Веричева Н.Н., Гришина М.Ю., Иванова Т.Э., Таран В.П.