Музей космонавтики
- Часы работы
- Пн Закрыто
- Вт, Ср, Пт, Вс 10:00 — 19:00
- Чт, Сб 10:00 — 21:00
8 августа 2018
Поделиться:
Дочь лётчиков (и отец, и мать воевали в Великую Отечественную войну) – перед Светланой и выбора не стояло, кем быть: первым делом – самолёты! Окончив Московский авиационный институт и Калужское авиаучилище, Светлана устремилась ввысь, к мировым рекордам. За её плечами – высшие достижения по парашютному спорту, звание абсолютной чемпионки мира по пилотированию поршневых самолётов, 18 рекордов на реактивных самолётах – по высоте и скорости полёта.
Фотографии: ИТАР-ТАСС/Валентин Хухлаев.
В отряде космонавтов Светлана Савицкая с июня 1981 года. Совершила два полёта на орбиту – в 1982 и 1984 годах. Во время своей второй командировки на станцию «Салют-7», 25 июля 1984 года, Светлана Савицкая стала первой женщиной в истории, вышедшей в открытый космос. Именем Светланы Савицкой названы две малые планеты: № 4118 (Света) и № 4303 (Савицкая).
Я считаю, что авиация и космонавтика – это дух нашего народа, выражение его национальной сути. Космонавтика ведь вышла из авиации. Основные знания – аэродинамика, динамика, материалы, конструкция – вышли из авиации, хорошо уже поднявшейся в техническом плане после войны; она дала возможность скачка в космонавтике. Поэтому космонавтика – это наш национальный дух, увлечение.
Фотографии: ИТАР-ТАСС/Пушкарев Альберт.
Я пришла из авиации, а там никаких «женщин» и «мужчин» нет, там ты или летаешь, или убиваешься. Естественный отбор тогда проходил очень чётко.
Я входила в сборную СССР по высшему пилотажу, в которой никогда не было такого, что женщина может хуже сделать, а мужчина – лучше. У нас было так, что женщины лучше выступали.
В нашем обществе с женщины всегда повышенный спрос. Если мужчина ошибется, что-то не так сделает, они друг другу все простят. А если женщина совершит десятую долю ошибки, то последствия раздуют, ее заклеймят и скажут: «Ну это же баба, что вы хотите». Поэтому дамам, особенно на сложных, ответственных работах, нельзя давать себе поблажек – надо делать всё безупречно. Понимать, что своими ошибками ты закроешь дорогу следующим женщинам – мол, вот та не справилась, и с этой так же будет. Всегда уважала легендарную летчицу Валентину Гризодубову. Она открыла для нас дорогу в авиацию. И после тех рекордов, блестящих полетов никто не мог показывать пальцем и говорить, что лётчик не женская работа.
ИТАР-ТАСС/Валентин Кузьмин и Олег Кузьмин.
Я никогда никому ничего не доказывала. Я всегда делала свое дело. Просто я понимала, что работать должна хорошо. Во-первых, потому что дочка маршала, чтобы никто не мог сказать, что меня держат здесь из-за папы. Во-вторых, у меня был такой принцип, что если уж что-то делать, то только на «отлично» или не делать вовсе. Чтобы иметь моральное право подниматься с одной ступеньки на другую.
Спорт – это всегда борьба, причем борьба нервов. В любом виде спорте зачастую выигрывает не тот, кто лучше подготовлен, а тот, кто крепче психологически, кто настроен на победу, кто умеет собой владеть. Бывает, талантливые люди срываются, потому что не умеют себя держать в сложных ситуациях, когда надо выигрывать и выдавать результат.
Страх — это когда человек замирает и не знает, что ему делать. Это не относится ни к профессии лётчика, ни космонавта, на мой взгляд. Есть этапы, где ты понимаешь: да, здесь что-то может случиться. Где-то ты можешь что-то сделать, а где-то не можешь. Значит, полагаешься на технику.
ИТАР-ТАСС/Серебров Александр.
У нас в школе была патриотическая система воспитания. Но не потому, что учили, что надо любить Родину, а потому, что учили тому, какая у нас Родина, что Родина выиграла войну, Родина вышла в космос, у Родины такая авиация и такая армия. Учили на героических примерах. И мы все понимали, что всё зависит только от тебя. Будут у тебя способности, настойчивость, здоровье и целеустремлённость, тогда добьёшься всего, чего захочешь. Страна открывала возможности. Сейчас такого нет.
Я авиацией начала заниматься рано, в 16 лет, когда еще в школе училась, но никогда не слышала, что, может, не надо этим заниматься, что это опасно. Понятно, что я этого не слышала от отца. Ему нравилось, что я пошла в авиацию, хотя я от него это скрывала. У нас игра такая была: я что-то делаю, а он пытается узнать. Но даже от матери я никогда не слышала ничего подобного.
У нас в семье не было принято читать нравоучения. Родители оба работали с утра до ночи. Зато делать умели всё сами. Сами себя могли обслужить. Отец был маршалом, но он мог носки себе постирать, мусор вынести, приготовить что-нибудь. Он был бывшим беспризорником и всё умел. Он считал, что человек должен уметь сам себя обслужить всегда.
ЕГЭ приучает детей не думать, а зубрить. Из таких детей Королёва не получится. Дети сейчас плохо знают физику, математику знают чуть лучше, но она везде нужна. При таких условиях не появляются ни циолковские, ни королёвы, ни сеченовы.
Журналисты любят спрашивать про чувства. Никакие чувства я во время выхода не испытывала. Это — работа, а выход в открытый космос — один из её этапов, правда, наиболее сложный, связанный с риском. Главное, не допускать ошибок. Ведь все неприятные ситуации складываются из маленьких ошибок. Так что никаких ахов и вздохов по этому поводу Вы от меня не дождётесь.
Фотография: в полёте космический комплекс «Салют-7» – «Союз Т-5» – «Союз Т-7». Космонавты Анатолий Березовой и Светлана Савицкая. Съемка космонавта Леонида Попова, 1982 год. ИТАР-ТАСС.
День рождения сына был самым счастливым днём в моей жизни. Не выход в открытый космос – это была работа, которой ты хотел заниматься, достижение цели, а с эмоциональной стороны самый счастливый момент – это рождение ребенка.
Я уверена, что космонавтика будет всегда, ее уже никто не закроет, как и авиацию. Мы первая страна, которая вышла в космос, и практически на выводах и формулах Циолковского до сих пор летает весь мир. Мы первые не только по факту, но и в интеллектуальном плане.
Национальной идеей не может быть колбаса в холодильнике. Национальной идеей может быть то, что великая страна – это великая космическая, авиационная, военная держава. Страной надо гордиться.
Фотография: ИТАР-ТАСС/Пушкарев Альберт.
Если бы разрешила снять фильм о себе, наверное, это был бы фильм об очень многом, не об одном только космосе. О нём, может быть, даже в последнюю очередь...
На заре авиационной юности я где-то вычитала такую мысль: «Любимое дело не заслуживает уважения, если ты ради него отказываешься от чего-то другого не менее важного в жизни». Я полностью с этим согласна. Конечно, любимая работа в любом случае требует каких-то ограничений. Но должна быть и личная жизнь, и какие-то увлечения. Времени и сил должно хватать на всё!
По материалам: «ТВ-Союз», «Союзное вече», «РИА новости», журнала «Солдаты России».