Музей космонавтики
- Часы работы
- Пн Закрыто
- Вт, Ср, Пт, Вс 10:00 — 19:00
- Чт, Сб 10:00 — 21:00
12 октября 2019
Поделиться:
55 лет назад, 12 октября 1964 года на орбиту отправился трёхместный космический корабль «Восход»
В этом полете всё было первым. Первый экипаж. Первые гражданские космонавты. Инженер королёвского КБ — Константин Петрович Феоктистов, один из конструкторов космических кораблей, который лично испытал своё «детище». Первый орбитальный врач Борис Борисович Егоров. И командир корабля Владимир Михайлович Комаров — военный лётчик с инженерным академическим образованием.
Впервые в мире был совершён полёт многоместного корабля, и впервые он осуществлялся без скафандров. Специально для «Восхода» в кабине корабля была установлена система кондиционирования, обеспечивающая поглощение углекислого газа и влаги, а также выделение необходимого количества кислорода для дыхания экипажа.
Космонавты Константин Феоктистов, Владимир Комаров и Борис Егоров перед полётом. Фото И. Снегирёва, ТАСС, из фондов Музея космонавтики
Это был очередной рекорд на опережение. В апреле 1964 года за океаном опробовали двухместный корабль «Джемини», правда, запуск был беспилотным. Вскоре планировались полёты и астронавтов. Как вспоминает академик Василий Павлович Мишин, глава советского правительства Никита Сергеевич Хрущёв потребовал от Главного конструктора Сергея Павловича Королёва запустить трёх космонавтов сразу. Но кабина «Восхода» была рассчитана на двух человек в скафандрах, поэтому пришлось усаживать космонавтов в лёгких тренировочных костюмах. Также не было места разместить три катапульты, потому летели без возможности аварийного спасения в случае взрыва ракеты на старте.
Многоместный космический корабль «Восход» весил 5320 килограммов (на 595 килограммов тяжелее «Востока»). Отличался он от «Востока» и тем, что был снабжён системой мягкой посадки (космонавты должны были приземлиться в самом спускаемом аппарате), имел резервную тормозную двигательную установку и новое приборное оборудование. Система приземления обеспечивала посадку корабля с экипажем с практически нулевой вертикальной скоростью.
Аппаратура автоматического управления полётом и спуском позволяла по заданной программе производить управление бортовыми системами ориентации корабля в пространстве и осуществлять его посадку в заданном районе. При возвращении на Землю приборный отсек отделялся от корабля и сгорал в плотных слоях атмосферы, а спускаемый аппарат вместе с экипажем и оборудованием возвращался на Землю.
«Мы первыми совершили свой полёт без скафандра, что создало значительно лучшие возможности для работы в космическом корабле, предоставило больше удобств. Это стало возможным благодаря исключительно высокой надёжности конструкции космического корабля «Восход», созданного замечательными руками наших рабочих, техников, инженеров и конструкторов».
(Из выступления Владимира Комарова на пресс-конференции 21 октября 1964 года).
Главный конструктор Сергей Павлович Королёв с экипажем корабля «Восход» перед стартом. Фото из фондов Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского
Выпуск газеты «Известия» от 12 октября 1964 года с сообщением о полёте «Восхода»
На втором витке полёта космонавты передали «космическое» приветствие участникам Олимпиады в Токио. На орбите экипаж «Восхода» выполнил огромный объём экспериментов и исследований: испытали новый многоместный космический корабль, исследовали работоспособность каждого в отдельности члена экипажа, провели медико-биологические, психологические и физико-технические исследования, изучая влияние факторов полёта на организм человека.
Врач Борис Егоров впервые в космосе измерил кровяное давление, лёгочную вентиляцию, взял у членов экипажа мазки крови. С помощью специальных таблиц исследовалась работоспособность космонавтов в первые часы полёта. Составление сравнительной таблицы с динамикой частоты пульса в предстартовом периоде и на активном участке полёта у космонавтов, летавших на кораблях «Восток» и «Восход» показало благотворное значение «чувства локтя».
«Руководствуясь заранее подготовленной программой, а также в зависимости от сложившейся обстановки я имел возможность регистрировать у себя или у своих товарищей биотоки головного мозга, электрические потенциалы, возникающие при произвольных и непроизвольных движениях глаз, параметры, характеризующие координацию движений при вычерчивании фигур и письме, а также кривую, характеризующую мышечную работоспособность при выполнении ритмических движений кисти руки».
(Из выступления Бориса Егорова на пресс-конференции 21 октября 1964 года).
Константин Феоктистов во время полёта наблюдал за облаками, определял с помощью приборов их яркость, контрастность, фиксировал прозрачность при разных углах освещённости, фотографировал горизонт, определял работоспособность членов экипажа по специальным тестовым таблицам.
«Наибольшее впечатление на всех нас произвело полярное сияние, которое нам удалось наблюдать в районе Антарктиды за несколько минут перед выходом из тени. Картина была такая: горизонт, затем тёмное небо, затем верхний слой яркости, подсвеченной луной, над ним лучи, перпендикулярные горизонту, высотой в 6-8 градусов с интервалами порядка 2 градусов. По горизонту полярное сияние занимало всё видимое поле зрения». (Из выступления Константина Феоктистова на пресс-конференции 21 октября 1964 года).
Фотография Земли, сделанная с орбиты Константином Феоктистовым. Фото из фондов Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского
13 октября 1964 года полёт космического корабля «Восход» был завершён. Общая продолжительность полёта составила 24 часа 17 минут 3 секунды. Экипаж корабля «Восход» установил два абсолютных мировых рекорда: максимальной высоты космического полёта (408 километров) и максимальной массы (веса) (5320 килограммов), поднятой на такую высоту, и два мировых рекорда: дальность полёта (669784,027 километра) и продолжительность полёта (24 часа 17 минут 3 секунды) в категории многоместных космических кораблей.
В 10 часов 47 минут 4 секунды корабль «Восход» с экипажем на борту произвёл мягкую посадку в 312 километрах северо-восточнее Кустаная.
Москва встречает экипаж корабля «Восход». Фото В. Савостьянова, ТАСС из фондов Музея космонавтики
Состоявший из специалистов разных направлений, экипаж космического корабля «Восход» позволил не просто резко расширить круг научных наблюдений и экспериментов, проводимых в космическом пространстве, но и поставить их на более высокой научной основе. За время полёта работа в космосе не прекращалась ни на минуту и сбор научной информации значительно возрос.
За выполнение научно-технических и медико-биологических исследований, имеющих важное практическое значение для будущих полётов человека в космос, и установление мировых рекордов экипаж многоместного космического корабля «Восход» в составе Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова Международной авиационной федерацией (ФАИ) награждён Золотыми медалями «Космос» и дипломами.
Экипаж корабля «Восход» Константин Феоктистов, Владимир Комаров и Борис Егоров во время выступления на телевидении. Фото В. Савостьянова, ТАСС из фондов Музея космонавтики
После полёта Борис Борисович Егоров продолжил научно-исследовательскую работу, в 1964—1984 годах работал в Институте медико-биологических проблем, в 1967 году защитил диссертацию на степень кандидата медицинских наук, в 1984—1992 был директором НИИ биомедицинской технологии. Константин Петрович Феоктистов работал в отряде космонавтов до 1987 года, но полётов более не совершал, до 1990 года продолжал работать заместителем генерального конструктора НПО «Энергия», преподавал в МГТУ имени Баумана, был членом-корреспондентом Международной академии астронавтики. Владимир Михайлович Комаров в 1965 году был включён в группу подготовки к полёту по программе «Союз», 24 апреля 1967 года погиб при завершении программы полёта космического корабля «Союз-1» во время спуска на Землю.